Хеллингер (паспортное имя — Антон) родился 16 декабря 1925 года в семье немецких католиков в городе Леймен. Затем его семья (Хеллингер был средним из 3-х сыновей) жила в Кёльне.
Тема богословия и религии красной нитью проходит через всю его жизнь. Сразу после начальной школы, в возрасте 10-ти лет, Берт поступает в интернат миссионерской конгрегации, чтобы стать священником и миссионером. Где проводит 5 лет, которые он называет самыми прекрасными годами своего детства и юношества.
«Святые отцы, которые руководили интернатом, были очень хорошими. Они предоставили нам все возможности: спорт, путешествия, уроки музыки, театральные представления. Я учился играть на скрипке, играл в местном оркестре и пел в хоре. У нас также была большая библиотека».
Но в 1941 году, по решению нацистских властей, этот интернат переоборудовали в военный госпиталь и Хеллингер вынужден продолжить учебу в городской гимназии в Касселе. Где стал участником запрещенной группы молодежного католического движения. В результате чего, после окончания 7-го класса, получил характеристику, что является «потенциальным врагом народа».
В 1942 г., в 17 лет, призывается немецкими властями на службу в армию. Доподлинно неизвестно, принимал ли Хеллингер участие непосредственно в военных действиях. Сначала был приписан к строительным частям вермахта, потом служил он в боевом подразделении на западе Германии и во Франции.
Но можно быть уверенным, что ужасы и тяготы войны повлияли на личность и характер молодого человека. Его старший брат Роберт в 1945 году погибнет на восточном фронте. Роль и взаимосвязь «жертвы» и «агрессора», работа с потерями, тема жизни и смерти будут особенно акцентированы в его духовных практиках.
В 1944 г. Хеллингер попадает в плен к американцам и работает в лагере для военнопленных на территории Бельгии, где осваивает английский язык. Через год ему удается бежать из лагеря. И уже через 6 недель он вступает в католический религиозный орден Марианхилл и принимает имя Сюйтберт (Suitbert), сокращенно Берт. Это имя останется с ним и после выхода из Ордена в 1971 году.
«Я вступил в Орден и на протяжении года был, так называемым, послушником. Этот первый год является введением в духовную, спиритуалистическую жизнь. Человек не делает ничего другого, кроме медитации, общего моления, духовного чтения и прослушивания лекций. Утром было полчаса совместной медитации, затем церковная служба, несколько раз в день совместное моление, а в промежутках каждый медитировал в одиночку.
У меня был целый год времени, и я не занимался ничем другим. Это было как продолжительные упражнения – вступление в духовность. По истечении этого года я принял решение вступить в Орден и дал, так называемые, временные обеты на три года. Это были обеты бедности, воздержания и послушания».
В 1946 г. он исполнил мечту детства, получив теологическое образование. Через 5 лет принимает сан священника и, отработав полгода в должности капеллана, переезжает в Южную Африку (где проведет 18 лет). Продолжает там изучать английский и педагогику, чтобы преподавать в школах прихода.
«Сначала в Южной Африке меня послали на три года в университет для того, чтобы я смог работать учителем в средней школе. Затем я некоторое время был директором школы, а затем попал в миссионерское отделение. Позже я курировал все школы епархии и проводил курсы по повышению квалификации учителей этих школ. К концу своей деятельности в Южной Африке я стал директором элитной школы для местных жителей в Марианхилле.»
Именно там ему приходится столкнуться с серьезными проблемами. И его подчиненные, и его ученики, были не только различного цвета кожи, но и представляли разные нации и вероисповедания, что приводило к жесточайшим столкновениям и конфликтам.
Для преодоления этих сложностей англиканская церковь направляет группу преподавателей-психологов, специалистов по групповой динамике. На этих занятиях в 1964 году Хеллингер впервые знакомится с методами групповой психотерапии и, освоив их, ведет свои семинары.
Работая с американскими психологами, он ищет пути, благодаря которым противоречия и ненависть могли обернуться принятием и диалогом. Параллельно изучает традиционную культуру «примитивных» народов и то, как решаются семейные проблемы в племенах коренных жителей Африки. Даже принимает южно-африканское гражданство, планируя провести там остаток своей жизни.
«Меня очень сильно впечатлило уважение, которое люди, живущие там, испытывают по отношению к своим родителям. Еще уверенность, с которой матери там обходятся со своими детьми, является удивительной. Им не знакомы трудности с детьми. Они просто знают, что нужно детям. Матери всегда были расположены к детям. Что я еще впитал, так это уважение к другим людям. Там каждый может сохранить свое лицо. Или как, например, люди разговаривают друг с другом на собраниях общины. Они действительно живо обмениваются мыслями друг с другом до тех пор, пока не найдут решение. И этот способ обхождения друг с другом также меня сильно впечатлил».
В 1969 г. Хеллингера, как руководителя пасторского семинара миссии, переводят в Германию, где он проводит курсы по групповой динамике. Однако, вскоре Хеллингер замечает недостаточность своего образования в области психотерапии. Он переезжает в Вену и начинает изучать психоанализ, проходя курс собственного анализа.
Какое-то время ему удается совмещать свою деятельность в Ордене с психологической деятельностью, как тренер по групповой динамике и психотерапии. Но в 1971 году Хеллингер понимает, что ему стало тесно в церковных рамках и принимает решение сложить с себя сан священника. Разрыв с Орденом был долог и труден, это было важнейшее в его жизни решение.
В скором времени он знакомится со своей будущей женой Гертой и вступает в брак; детей у них нет. Теперь Берт проводит свои психотерапевтические группы вместе с женой. Еще через год заканчивает обучение психоанализу, сдает все необходимые экзамены и переезжает в Германию. Но вскоре не проходит аттестацию, как психоаналитик.
«Незадолго до этого мне в руки попала книга Артура Янова «The primal scream» («Изначальный крик»). Я был поражен и сразу же испробовал его методы в своих группах по групповой динамике. Это произвело на меня сильное впечатление, и я думал: «Невероятно, какие это открывает возможности». В то время я должен был делать доклад в Зальцбургском объединении коллег, и я рассказал там об этой книге. Просто рассказал. После этого руководитель объединения коллег, профессор Карузо, позвал меня к себе. Он сказал, что я не могу больше оставаться членом их объединения, и что они не могут признавать меня в качестве психоаналитика. А затем – дословно: «Я, как епископ православной церкви, не могу принять кого-то из числа «людей Христа». Таким образом, они меня выкинули».
Берт продолжает непрерывно учиться и много работает. С 1971 г. он разрабатывает и проводит семинары групповой психотерапии, в которых использует многие идеи современной ему психологии и психотерапии. В 1974 году он на 9 месяцев уезжает в США, где проходит обучение первичной терапии лично у Артура Ялома, затем у Милтона Эриксона изучает гипнотерапию и НЛП. Осваивает транзактный анализ Эрика Берна, гештальттерапию Фрица Перлза, биоэнергетику, семейную психотерапию в разных формах и многое другое.
В 1982 году он получил лицензию психотерапевта. И, постепенно, к середине 80-х, кристаллизуется его собственный метод работы – семейная расстановка, как краткосрочная психотерапия, ставшая основой семейно-системной терапии. Метод быстро завоевывает популярность в Германии и за ее пределами. В 1992 году Хеллингер впервые провел семинар по семейным расстановкам для группы количеством 300 человек.
Хеллингер характеризует себя как практика, который, испробовав много различных методов, нашел в конечном итоге свой собственный. Он искал пути эффективной психотерапии и в результате создал метод, удивительный по мощи и глубине, опирающийся на любовь, связывающую людей друг с другом, метод человечный и краткий.
Важнейшим его открытием при этом, является факт влияния на судьбу человека любви, скрытой за всеми нарушениями поведения и телесными симптомами. Ключевую задачу семейно-системной терапии Хеллингер видит в нахождении того места, где сосредоточена любовь, тогда мы оказываемся у «корней» и находим путь к решению проблемы человека.
Вокруг Хеллингера образуется группа увлеченных методом коллег, и они быстро развивают новые направления и техники расстановочной работы: структурные расстановки (Матиас Варга фон Кибед и Инзе Шпаррер), организационные расстановки (Ян-Якоб Стамм), расстановки с использованием фигурок (Зиглинда Шнайдер).
В 90-х годах Берт Хеллингер активно работает, но по-прежнему не проводит учебных программ и не пишет книг. Первое обобщение принципов, лежащих в основе его работы, было сделано врачом-психиатром, исследователем семейных отношений из Гейдельбергского университета Гунтхардом Вебером. Он участвовал в его группе, когда самому Берту Хеллингеру было уже 65 лет. Результатом этого обобщения и стала книга “Кризисы любви”, которая в немецком оригинале называется “Два рода счастья” или “Двоякое счастье” (G.Weber, «Zweierlei Gluck. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers», 1992).
С 1994 года Хеллингер демонстрирует свою работу публично, его аудиторией бывает одновременно до тысячи и более человек. Теперь Берту уже за восемьдесят, и он по-прежнему не стоит на месте. На сегодняшний момент им написаны 108 книг, которые переведены на 38 языков; проведены сотни семинаров от Швеции до России, от Тайваня до Японии и Кореи, от США до Чили и Аргентины, от Израиля до Марокко.
В 2004 году Берт Хеллингер получил альтернативную Нобелевскую премию по интегративной медицине.
В 2005 году Хеллингер основал собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia (sciencia – старолатинское написание слова scientia, означающее «наука»). Берт и его вторая супруга Мари София Хеллингер (Эрдоди), с которой они поженились в 2003 году, вместе ведут семинары, обучающие группы и международные лагеря. Основные мероприятия проводятся в небольшом австрийском городке Пихль (Pichl).
Можно сказать, что Берт Хеллингер, вслед за Виктором Франклом, графом Дюркгеймом и Карлом Роджерсом работает в психотерапии с духовным измерением. В апреле 2008 года Хеллингер впервые продемонстрировал, так называемые, «многоуровневые расстановки» и в настоящее время развивает это новое направление «духовных системных расстановок», в то время как «классические расстановки» самостоятельно развивают его последователи.
Для объективной картины, необходимо упомянуть, что отношение к Берту Хеллингеру неоднозначное. Несмотря на многочисленных и искренних последователей, учеников и просто сторонников, которые смогли на себе испытать эффективность метода и благодарны ему. Признание со стороны официальных психотерапевтических ассоциаций происходит с большим сопротивлением. Они готовы рассматривать метод системных расстановок лишь, как один из подходов семейной психотерапии. С чем Берт принципиально не соглашается и борется за статус самостоятельного отдельного метода.
Особенно большие претензии вызывают его авторитарность и несогласие со многими общепринятыми трактовками таких тем, как отношение к жертвам насилия, инцесту, абортам, роли мужчин и женщин в семье и др. Полярность мнений по отношению к Хеллингеру остается, но он не обращает на это внимания. И когда ему говорят: «Может быть, стоило бы по-другому сформулировать некоторые из его тезисов – было бы меньше криков и раздражения?» — он отвечает: «Что имеет больше силы?».
2005—2007 годы стали годами серьезного противостояния между Бертом Хеллингером и его теперь уже бывшими последователями и коллегами. В результате конфликта, немецкая расстановочная ассоциация исключила из своего наименования имя Хеллингера.
С 2008—2009 годов на его семинарах все больше участников, которые относятся к последователям различных духовных, эзотерических, телесно-энергетических практик. В совместных семинарах с Бертом, София Хеллигер стала вводить элементы «энергетической работы». Что вызывает сильную критику (переход на https://www.facebook.com/groups/Love.crises/permalink/453187491514293/ со стороны, как более «традиционных» психотерапевтов-расстановщиков, так и серьезных практиков различных духовных и энергетических учений.
Софию критикуют как за поверхностность расстановочной и энергетической работы, так и за внесение в атмосферу семинаров элементов поклонения Берту, а также за организацию коллективных экстатических ритуалов. Поэтому непростое отношение у Хеллингера и с церковью. Несмотря на то, что принципиальных противоречий у метода с христианством нет и, скорее, многие его идеи перекликаются с религией, полностью принять это сложно. Для большего понимания, можно прочитать отличную дискуссию христианских психологов с критикой и анализом метода.
Иногда Берт сам вольно или невольно провоцирует скандалы вокруг своего имени и обвинения в расизме и антисемитизме. Например, покупка «дома Гитлера», здание бывшей Рейхканцелярии, или написание «Послание к духу Гитлера» подливает масло в огонь и вызывает такую реакцию его коллег и близких.
И в то же время, все отмечают его тактичность, открытость, искренность и много любви и принятия к людям и к Миру.
Составлено по информации открытых русскоязычных источников